Комоедицы

Комоедица, Комоедицы, у белорусов - Камаедзіца, или медвежий праздник — это славянский народный праздник весеннего равноденствия. Полный аналог Масленицы, он иногда считается его дохристианской версией, сдвинутой со своего исконного места - дней весеннего равноденствия - церковным великим постом.

комоедица

Утром люди выходили на капище, расположенное на высоком месте, где уже подсохла земля. Около капища и на перекрёстках дорог сыпали зерно - чтобы злые духи навьи в образе сорок клевали зерно и не мешали веселью.

Готовили угощение - блины (символ солнца), пироги, овсяный кисель, меды, квасы. Пятую часть угощения помещали около Священного Огня, приговаривая:

«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».

К капищу на шесте вывозили соломенное чучело зимы-Марены. Ей кланялись в пояс и пели величальную песню:

Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка!

Затем угощались блинами. Первый блин комам (ком – медведь, отсюда же «команика» - медвежья ягода, она же ежевика, снобориха) относили в чащу, жертвуя медведю. Есть версия, что именно так объясняется популярная поговорка "Первый блин комом".

Затем зажигали Огонь, славили богов и предков, водили хоровод, прыгали через костёр, а после все умывались снегом или талой водой.

Сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи, напевая обрядовые песни:

«Марена загорела,
Всему миру надоела!»

Прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:

«С горы катись,
С весной воротись!»

Затем с горящими головнями шли «будить медведя» - своеобразная обрядовая игра. В яме, укрывшись валежником, прятался ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг его "берлоги" хоровод, горомко крича и бросая в него ветки и снежки.

Ряженый вставал и начинал плясать и петь:

«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».

Праздник заканчивался одариванием и ритуалом взаимного прощения. Люди говорили:

«Прости меня, пожалуй,
Буде в чём виноват перед тобой».

Затем целовались и низко кланялись друг другу.

Пост!

Leave a Reply