Суккот (Израиль)

Через четыре дня после торжественного праздника Йом Кипур наступает самый весёлый день иудейского календаря - праздник Кущей (то есть шалашей), или Суккот. Этот праздник начинается в 15-й день месяца тишрей в память о кущах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта.

Первый (в странах, где проживают еврейские общины, также и второй) день — это иом тов (праздничный день, в который работать нельзя), а остальные дни — хол ха-мо‘эд (дни, в которые работать можно); восьмой день после начала Суккот — иом тов, в этот день празднуют Шмини ацерет, это самостоятельный праздник, который в Израиле совпадает с праздником Симхат-Тора.

В Библии Суккот также называется «праздником собирания [плодов]» (Исх. 23:16; 34:22), что напоминает о ещё более древних, добиблейских корнях.

На протяжении всех семи дней праздника иудеи должны жить (хотя бы есть и пить) только в сукке (шалаше), которая строится в соответствии со строгими правилами. Сукка должна быть построена только под открытым небом, иметь, по крайней мере, три стены , которые должны быть прочными и устойчивыми. Она не должна быть слишком высокой (более 10 м) или слишком низкой (менее 80 см).

суккот

Крыша сукки - схах - должна состоять только из растительных элементов; ветвей, планок, стеблей тростника, бамбука, травы или листьев, не связанных нитью или веревкой. Днём тени в сукке должно быть больше, чем солнца, а ночью сквозь кровлю должны быть видны звезды.

К праздничному столу на Суккот принято подавать плоды нового урожая и блюда из них.

Важнейшая заповедь, связанная с праздником Суккот, — заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»), призывающая верующих улучшить отношения с окружающими. Четыре вида растений (этрог, лулав, адас, арава), над которыми произносится особое благословение в дни праздника, символизируют единство народа и взаимную ответственность иудеев друг за друга.

Эти четыре растения - «плод великолепного дерева», то есть этрог, который обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава — несъедобна и не имеет запаха.

Этрог похож лимон, только лимон — более гладкий, а на поверхности этрога много выступов и впадин.

Вечером праздника Шмини Ацерет в синагогах устраивают акафот: торжественное шествие со свитками Торы вокруг бимы - возвышения в центре синагоги, на котором читается Тора. Акафот сопровождается песнями, танцами и всеобщим ликованием.

В день Симхат Тора завершается годичный цикл чтения Торы в синагогах по субботам, но, чтобы подчеркнуть непрерывность и вечность Торы, тут же начинают читать её с самого сначала.

Пост!

Leave a Reply