Традиции Вербного воскресенья у православных христиан

Праздник Вербного воскресенья, отмечаемый ровно за неделю до Пасхи, имеет на Руси давние традиции, в которых прослеживаются как раннехристианские, так и языческие (друидические) корни.

 

вербное воскресенье

В праздник Входа Господня в Иерусалим царь и патриарх принимали участие в действе, которое именовалось «шествие на осляти» . Это был обряд, заимствованный из византийской традиции и представлявший собой реконструкцию евангельских событий. После праздничной службы в храме Василия Блаженного с Красной площади на Соборную площадь Кремля проводилась процессия, при этом патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади, наряжённой ослом, которую вёл под уздцы сам российский царь. В провинциальных городах в шествии на осляти участвовали местный архиерий и воевода. Эта традиция была упразднена в 1697 году.

шествие на осляти

В народе существовал обычай ударять друг друга вербой. При этом приговаривали: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Считалось, что это придаёт сил и здоровья.

Освящённым вербам придавалась очистительная сила. Крестьяне России, Украины и Беларуси верили, что она спасает домашний скот от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. В некоторых местностях существовал обычай выпекать к этому празднику баранки, освящать их в церкви и, по возвращении домой, скармливать их домашнему скоту. В Юрьев же день крестьяне обмакивали хранившуюся дома вербу в святую воду и затем окропляли домашний скот; и с вербой же в руках в первый раз выгоняли скот на пастбище.

Считалось также, что серёжки вербы могут помочь от разных хворей. Девять вербных серёжек надо было съесть, чтобы вылечиться от лихорадки. Почки освящённой вербы ели бесплодные женщины, чтобы забеременеть. Ветки освящённой вербы опускали в воду, в которой купали больных детей. Часто запекали серёжки в хлеб, или пекли маленькие булочки или печенья в форме вербных почек.

Считалось, что освящённая верба может спасти от летней грозы, а брошенная в пламя ветка вербы — остановить пожар. Однако сажать вербу считалось плохой приметой. Бытовало поверье: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит».

На вербное воскресенье открывались вербные базары. Там продавали множество детских игрушек, книг, сластей, и, конечно же, пучками вербу, украшенную бумажным ангелочком - «вербным херувимом».


Поговорки и приметы:

«На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил»,

«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья»,

«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут»,

«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут»,

«Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд»,

«Не верба бьёт, а старый грех».

В Вербное воскресенье тем, кто держит пост, разрешается есть рыбу и растительное масло.

Событиям Вербного воскреснья и последующей Страстной Недели посвящено стихотворение Б.Л. Пастернака "Дурные дни" из романа "Доктор Живаго":

 

Когда на последней неделе

Входил он в Иерусалим, 
Осанны навстречу гремели,
Бежали с ветвями за ним.

А дни все грозней и суровей,
Любовью не тронуть сердец.
Презрительно сдвинуты брови,
И вот послесловье, конец.

Свинцовою тяжестью всею
Легли на дворы небеса.
Искали улик фарисеи,
Юля перед ним, как лиса.

И темными силами храма
Он отдан подонкам на суд,
И с пылкостью тою же самой,
Как славили прежде, клянут.
Толпа на соседнем участке
Заглядывала из ворот,
Толклись в ожиданье развязки
И тыкались взад и вперед.

И полз шепоток по соседству,
И слухи со многих сторон.
И бегство в Египет и детство
Уже вспоминались, как сон.

Припомнился скат величавый
В пустыне, и та крутизна,
С которой всемирной державой
Его соблазнял сатана.

И брачное пиршество в Кане,
И чуду дивящийся стол,
И море, которым в тумане
Он к лодке, как по суху, шел.

И сборище бедных в лачуге,
И спуск со свечою в подвал,
Где вдруг она гасла в испуге,
Когда воскрешенный вставал...

Пост!

Leave a Reply